«Если ты говоришь, что фильм плохой, ты говоришь только о своем отношении к нему» – продолжение интервью с запорожским киноблогером Павлом Коваленко

Мы продолжаем разговор с Павлом Коваленко — киноблогером, ведущим подкаст о фильмах “Стоп! Снято!” и темой сегодняшнего разговора стала киноиндустрия в целом. О том, как работают кинопремии, объективность в оценке кино и формулу успеха фильма наш сегодняшний разговор! Больше на сайте zaporizhanka.com.ua.

— Есть ли объективность в оценке фильмов и разделения их на хорошие и плохие, ведь вкусы людей очень разные?

— Мы говорили об этом в одном из выпусков подкаста, это называется ветви плеже, это как облизать крышечку от йогурта (смеется – прим.ред.). Это когда ты смотришь фильм и получаешь от него удовольствие, понимая при этом всю его тупость. Поэтому вряд ли оценку фильмов в целом можно назвать объективной, зависит от зрителя: от того, сколько фильмов он уже просмотрел, от его жизненного опыта, от уровня знаний. Если бы мне показали фильмы, которые я смотрю сейчас, лет 15 назад, это была бы совсем другая оценка. Именно поэтому объективной оценки существовать не может, я часто подчеркиваю, что кино в целом субъективное. Если ты говоришь, что фильм плохой, то говоришь о своем отношении к нему. Сегодня фильм для тебя может быть плохим, а завтра уже хорошим, потому что ты можешь смотреть его в плохом настроении, голодным и т.д. Возможно, ты не можешь получить всеобщего наслаждения от фильма из-за того, что ты что-то пропускаешь из-за усталости.

– Но как тогда объяснять существование киношных премий? Оценка должна быть объективной, если речь идет о таких высоких титулах.

– Это тема для большого разговора. К примеру, на Оскаре судят фильмы, кажется, семь тысяч человек. Кроме того, что каждый из них должен посмотреть те 5-10 фильмов, которые попали в шорт-лист, они должны просмотреть еще несколько десятков для того, чтобы этот шорт-лист составить. Я сомневаюсь, что эти люди смотрят весь этот перечень. Поэтому есть разные пресс-показы, предпремьерные мероприятия, вот люди и голосуют за то, что на слуху. Вообще, премии тоже субъективны. Ну, например, появляется движение «Oskar so white» – начинают давать премии темнокожим актерам, затем – «Mee to» – выделяют только женщин. Какие-то большие фестивали, типа Каннского, Венеция — здесь выбирает жюри. Но ведь это мнение условных десяти человек о фильме, а не всех возможных зрителей. «Золотой глобус» вообще очень удивительная премия. Существуют сплетни о том, что они формируют мнение о фильме исходя из того, кто какой мерч им прислал. Поэтому там тоже искать какую-либо объективность не стоит. Премии существуют сугубо для того, чтобы потом пафосно на обложке написать «Обладатель премии Оскар».

– А вот какой должен быть фильм, чтобы он понравился Павлу Коваленко?

– Очень сложно сказать. Мне нравится разное кино. Я очень плохо отношусь к киношным снобам, которые типа: «Тарковский – это гениально, можно вечно смотреть на то, как он показывает корову на поле, жующую траву». И не люблю тех, кто смотрит исключительное примитивщину. То есть две крайности, а вот все, что по средине, я люблю. Я смотрю и прокатное кино, и вещи, которые считаются попсовыми, типа «Мстителей» или «Мир Юрского периода», а это далеко не большие произведения киноискусства, а коммерческая штука, рассчитанная на определенную аудиторию, люблю фестивальное кино, люблю что-то, что мало кто видел. Потому, пожалуй, нет идеальной формулы для кино нет. Прежде всего – должна быть какая-то история. Для меня важно видеть человека, пункт А, пункт Б, и вот как этот человек из пункта А движется в пункт Б, как в нем происходят определенные метаморфозы. Герой может стать хуже, может стать лучше, какие-то перипетии в его жизни интересно созерцать, но это не значит, что это должно быть «Индиана Джонс», где постоянно происходят какие-то события, это должна быть история человека или группы людей.

— Как начали вести статистику и какой фильм был первым и крайним сейчас?

– Первым был фильм «Бедная богатая девочка из Шерлиз Терон», я ему поставил 9 баллов, сейчас я бы точно поставил меньше. Это было в 2013 году, я не помню, что именно послужило толчком к ведению статистики. Кино я, конечно, смотрел и на это, но статистику веду вот 7 лет, изначально на Кинопоиске, вот сейчас на Кинориуме.

И вот сейчас там три с половиной тысячи фильмов. Кинопоиск пишет, что я в среднем смотрю 34 фильма в месяц, то есть это больше одного фильма в день. Последний фильм – это «Красное сообщение» с Дуэном Джонсоном на Нетфликс, ему оценку я еще не поставил. У него очень отрицательная критика, но при этом это самый популярный фильм Нетфликса сегодня. Такое простое кино, и, возможно, в 2013 году я бы и поставил ему высокий балл, то сейчас 6-7, даже скорее 7.

– Какой личный рекорд по просмотру фильмов за день?

– Может, штук 5. Когда-то мы устраивали дома киноночи, звали друзей, подбирали фильмы с одной тематикой, делали опрос. Например, «Ночь Марвел» и мы смотрели фильмы Марвел, или «Ночь фильмов ужасов». Правда, до третьего фильма «доживал» только я. А так, возможно, в поездах, перелетах штук 5. Но это когда ты не можешь делать что-нибудь другое.