Вышиванки. Как распознать запорожский орнамент

Вышиванка – часть культурного кода украинцев. Наши предки создавали ее узоры веками, вплетая на белую (в большинстве своем) рубаху историю своих регионов и целых поколений. Вышиванка прошла путь от символа диссидентства, до модных домов Франции, от Ивана Франко до Ланы дель Рей. Неповторимый стиль, что удивительно, остается актуальным сквозь года. Выставки вышиванок в Запорожье идут годами, люди все чаще надевают сорочки на деловые встречи, а 18 мая наш город вместе со всей Украиной окрашивается в цветочные узоры. Это весьма нетипично для этноса, ведь обычно вещи, которые плотно засели в культуре можно увидеть сугубо в исторических музеях, но никак не на голливудских звездах и прохожих запорожцах в 21 веке. Разбираемся в истории вышиванок, их орнаментах, популярности и особенностях узоров Запорожского края. Больше на zaporizhanka.com.ua.

Ранняя история

Само вышивание уходит своей историей в дохристианский период. Еще наши первобытные предки использовали шкуры животных для шитья одежды. Позже к шкурам присоединились другие материалы. Когда техника обрела популярность, в ход пошли «декоративные изюминки» — одежду украшали бусами, бисером, жемчугами и другими драгоценностями.

Скифы носили вышиванки еще во времена Геродота. Об этом свидетельствуют работы древнегреческого историка. В них он вспоминал встречу с кочевым народом и упоминал «одежду с вышитыми на ней узорами». Соответственно, вышиванки появились задолго до нашей эры. Первые упоминания о вышиванках как части украинского этноса датируются IV веком до нашей эры. Одежду изображали на пекторалях и вазах. Можно сделать вывод, что первый задокументированный факт это всего лишь точка отсчета для историков. На самом деле вышиванка появилась значительно раньше.

От обыкновенных орнаментов простыми чернилами на полотне до открытия первой вышивальной школы прошло 12 столетий. Сестра Владимира Мономаха стала первой, кто создал специальную школу, в которой девочки учились вышивать золотом и серебром, а еще через несколько столетий для создания вышиванок будут открываться целые предприятия.

Расцвет популярности

До Ивана Франко вышиванку воспринимали как часть традиционного народного костюма, однако поэт стал первым, кто ввел в моду ношение рубахи под пиджак. Франко стал первым, кто начал примерять сорочку к европейской одежде. Первая волна популярности вышиванок пришлась на УССР 1920-1930-ых годов. Тогда рубахи плотно засели в культуре советского союза. Их носили не только простые люди, но и партийные руководители.

Второй пик популярности вышиванок в СССР пришелся на пребывание у власти Никиты Хрущева. Любовь уроженца из Курска к украинской национальной одежде было сложно осознать, однако, как только секретарь ЦК КПСС впервые появился в этой одежде на публике – народ сразу подхватил его затею. Не только люди, которые смотрели на Хрущева стали носить вышиванки – весь тогдашний политикум в желании понравится своему правителю появлялся на мероприятиях и партийных съездах в сорочках.

Однако на всю нашу нацию ожидали сложные время развитого социализма. Именно тогда вышиванка превратилась из своеобразной деловой одежды в символ диссидентства. Советский режим, который желал захлебнуть все национальности помимо одной, тщетно пытался уничтожить язык, культуру и одежду других наций. Но, как и всегда – режим получил отпор, а национальная одежда еще больше срослась с культурой и продолжила развиваться вместе с ее народом.

Современная история

Удивительно, что одежда, которая появилась еще до нашей эры до сих пор актуальна и популярна. Вышиванка стала символом нашей нации пронесся через свою ткань все испытания и трудности нашего народа. Она вела нас сквозь Оранжевую революцию, сквозь Революцию Достоинства, события 2014 года и войну. А мы становились сильнее благодаря многовековой силе, исходящей от предков, которые в своих орнаментах разноцветными нитями вышивали наш истинный культурный код.

В 21 веке вышиванка – не просто часть культуры Украины. В современном мире нашу традиционную одежду носят голливудские звезды и самые популярные музыкальные исполнители. Для дома Gucci создаются капсульные коллекции, которые становятся бестселлерами на многие месяцы вперед. Вышиванка стала настоящим культурным феноменом.

Культ вышиванок в Запорожье

В 1994 году в Запорожье была открыта выставка «Этнографические сокровища Украины». Ее организаторы не надеялись на большую популярность, поэтому не рассчитывали ее более чем на несколько месяцев. Однако спрос от запорожцев оказался настолько сильным, что выставка работала 14 лет. Именно «Этнографические сокровища Украины» стали вдохновением для открывшейся в 2020 году выставки «Сорочку мати вишила мені».

Выставка вышиванок в краеведческом музее славится своими экспонатами. Помимо сорочек, на выставке представлены еще женские платья и рушники 20-х годов ХХ века. Здесь собрана огромная коллекция национальной одежды не только Запорожского края, но и многих других регионов Украины. Черниговщина, Полтавщина, Харьковщина – лишь немногие из областей Украины, вышиванки которых представлены на «Сорочку мати вишила мені». А как же понять из какого именно региона та или иная сорочка? Сейчас разберемся.

Орнаменты

Издавна вышиванка считалась сильным оберегом от несчастий и злых взглядов. В ее узорах создавался не похожий ни на что, уникальный код. Именно индивидуальность каждой из вышиванок в том или ином регионе нашей страны и сформировала своеобразные «паттерны» региона – орнаменты, которые были присущи только конкретному месту. Узоры, цвета и сами композиции могли изменятся, однако современные историки, у которых на руках есть работы вековой давности смогли четко сформулировать особенности вышивки для каждой области нашей страны.

Кто-то вышивал крестиком, кто-то придерживался нескольких цветов в своих работах. Разные регионы использовали разные геометрические схемы и узоры. Однако именно таким образом собиралась история Украины. Похожие орнаменты встречались крайне редко даже в соседних областях. Например, наши соседи на юге Украины кардинально отличаются не только от Запорожья, но и друг от друга. Крымские вышиванки вообще кардинально отличались от других сорочек. В Крыму, допустим, в орнаментах преобладали цветочные мотивы. Причем каждый цветок имел свой собственный смысл и подтекст. Херсонцы же были приверженцами черного и белого цветов, который комбинировались в растительные и животные орнаменты. Ник А, например, еще одни наши соседи – дончане, славились нетипичными вырезаниями и мережками, которые были нетипичны для большинства областей. Предки же жителей Днепра вышивали манжеты рукавов и воротники черным плисом и цветными нитями.

Запорожская же область впитала в себя понемногу от каждого региона нашей страны. Здесь, из-за частых миграций и переездов можно было встретить сорочки разных стилей, присущих многим областям Украины. Однако, изучив не один экземпляр вышиванки нашей родины, историки пришли к выводу, что наши предки любили вплетать в сорочки цветы и калину. Самыми популярными цветами на вышиванках запорожцев был красный (как основной) и черный (обычно являлся вкраплением). Поэтому, если в толпе прохожих в другом регионе, или на европейской площади вы увидите человека, одетого в вышиванку с узором калины – знайте: это запорожец. 

.