Украинские женщины в любой период истории, даже в самые трудные времена, находили способы демонстрировать храбрость, трудолюбие и ответственность. Но вместе с тем оставаться женственными, нежными, привлекательными. Яркий пример – запорожанки, вставшие на защиту родного края рядом с красноармейцами, когда враг приблизился к городу. Они пережили период фашистской оккупации, отстраивали Запорожье после боев, лечили и кормили фронтовиков, а в то же время рожали и воспитывали детей. Но главное – вкладывали в детское сознание зерно любви и человечности. Больше на zaporizhanka.com.ua.
Моральная и физическая выносливость женщин в Запорожье во время войны
Потери любимых мужей и сыновей, а вместе с тем – и кормильцев и защитников семьи; необходимость содержать и воспитывать детей в период наибольших материальных затруднений; готовность ежеминутно взять в руки оружие и выйти навстречу врагу или схватить ребенка и убегать от опасности, тяжелая физическая работа на восстановлении Днепровской дамбы и других стратегически важных объектах – далеко не полный список нагрузок, которые легли на плечи запорожских женщин в период Второй мир войны.
«Женщины – наиболее уязвимая категория людей во время войны. Ведь они понимают, что им нужно заниматься не только собой, но и детьми», — поделилась мнением психолог из Запорожья Ирина Куратченко.
В эфире программы «Не на времени» запорожские специалисты рассказали, почему женщинам во время войны иногда даже сложнее, чем мужчинам.
В отечественной публицистике есть выражение, что у войны не женское лицо. В период Великой Отечественной понятие гендера отошло на второй план; единственной задачей мужчин и женщин было отражение агрессии врага. Представительницам прекрасного пола пришлось овладевать профессиями, к которым раньше их не допускали. Лингвисты даже свидетельствуют о возникновении новой языковой проблемы: такие слова, как летчик, танкист, артиллерист, пехотинец не имели женского рода. С приходом войны на территорию Запорожской области здешние женщины были вынуждены взять на себя мужские обязанности, оставаясь при этом заботливыми матерями.
Запорожанкам, которые решить уйти на фронт, посвятить себя военной медицине или работать в подполье приходилось отдавать детей на воспитание чужим, часто даже незнакомым людям. Они понимали, что могут больше не увидеть их. Это было большой психологической нагрузкой. “Любимое дитя! Придя на четвертой неделе твоей жизни, сидя в сене, при свете сквозь щели, хочу оставить тебе от мамы несколько строчек мелкой рукописи. Возлюбленная Мотренька, когда подрастешь и добрые люди сохранят для тебя это письмо, то прочти его внимательно и пойми мамины наболевшие сердце и душу. Мотренька! В каких тяжелых условиях я тебя носила… это описать не стоит. Когда ты вырастешь и будешь читать историю нашей борьбы с жесточайшим врагом украинского народа, ты не в одной статье найдешь подобное. Тогда подумай, что и твоя мама вместе с тобой так шла…”, — о печальной истории разлуки матери с ребенком узнаем из просветительского проекта «Война не делает исключений», организованного Украинским институтом национальной памяти.
Как началась война для запорожанок

Первое страшное масштабное событие в контексте Второй мировой войны для Запорожья произошло в августе 1941 года. Немецкие подразделения быстро продвигались по территории УССР на восток и 17 августа уже приблизились вплотную к Запорожью. На следующий день командованием Южного фронта было принято решение о подрыве дамбы Днепровской ГЭС с целью сдержать наступление фашистов на город. На момент подрыва дамбы большая часть боеспособного населения Запорожья была мобилизована на фронт, поэтому работа по восстановлению и спасению выживших после подрыва легла на местных женщин.
«Женщина, которая жила неподалеку от днепровских плавней, говорит, что жители этого района слышали страшные крики и вскрики. Тогда все достали лодки, а лодки там были почти у каждого, и стали спасать солдат, цепляющихся за вершины деревьев. Многих людей спасли», – рассказал запорожский историк Владимир Лиников.
Взрывом была уничтожена почти четверть 600-метровой дамбы, а это означало, что местных женщин, детей и пожилых людей впереди ждали два года тяжелых восстановительных работ в дневную и ночную смену под постоянным наблюдением немецких солдат.
Как женщины психологически восстанавливались во время войны без интернета и электроэнергии

Коренная запорожанка Елена Степановна Печенюк рассказывает, что в годы фашистской оккупации семья ее мамы проживала на берегу Мокрой Московки – небольшой реки, омывающей несколько восточных районов Запорожья. Мама и старшая сестра работали на восстановлении дамбы. Из их рассказов Елена Степановна узнала, что во время тяжелых работ женщины находили возможность даже шутить и петь песни, а в выходные дни, которые случались нечасто, собирали у себя дома компании коллег. Встречаться с родственниками и знакомыми в людных районах города было небезопасно; немцы контролировали передвижение местных и не разрешали собираться крупными компаниями. А вот в окрестностях комендантский надзор был не таким строгим.
На территории города и области был введен комендантский час. Передвижение в дневное время было свободно не только по городу, но и между населенными пунктами. День, когда несколько женщин собирались вместе и отправлялись в ближайшую деревню, чтобы отнести местным какие-то вещи, чтобы обменять их на продукты, считался почти праздничным. «В те времена это можно было сравнить с воскресным походом в театр», – шутит Елена Степановна.
Трудные трудовые будни в деоккупированном Запорожье

Запорожанка рассказывает, что когда в городе у некоторых семей заканчивались продукты, а средств не было, село становилось настоящим спасением от голода. Особенно тяжело переживали зимы под оккупацией. В оккупации запорожцы и жители области пережили две зимы, потому что в ночь с 29 на 30 декабря 1943 немецкие войска отступили от окраин областного центра. После деоккупации области жить стало легче нравственно, но не физически. Женщины оставались работать «на восстановление», часть женщин советская власть «бросала» на села, чтобы вести натуральное хозяйство, значительную часть от прибыли которого нужно было отдать государству.
«Из рассказов старших знакомых я бы не сказала, что под немцами физически жилось хуже, чем под красными. Для себя не жили ни под кем», – говорит Елена Степановна.
Как оставаться женственной даже во время войны

Казалось бы – какая женственность, когда город живет под оккупацией, почти каждый день приходят тревожные известия с фронтов, средств к существованию катастрофически не хватает. Но запорожки героически держались не только на трудовом фронте. Во время войны жизнь не остановилась: женщинам приходилось лечиться и рожать детей в сложных, часто антисанитарных условиях. А утешение от постоянного физического и нервного напряжения местные женщины часто находили в занятиях, которые, как теперь может показаться, были не ко времени.
Жительница Васильевского района на Запорожье вспоминает, как ее мама во время войны изготавливала домашние духи. Для этого использовала пчелиный воск, сухие травы, спирт, растительное масло. Антонина Николаевна помнит запах полевых цветов, собранных в пучки и привязанных к деревянным балкам на потолке. Ее мать, Евдокия Гавриловна, была местной знахаркой, поэтому хорошо разбиралась в растительности. Жили на хуторе, доступ к растениям был постоянно. Женщина не помнит сам процесс изготовления духов, потому что в то время была еще маленькой. Но вспоминает, как мать вымачивала сухие травы в масле, добавляла спирт, топила воск в специальной бочонке. Иногда производила такую продукцию на заказ – если в окрестных селах планировалась свадьба или кому-то нужно было передать «на город».
Место женщин не только в тылу

Показательная биография командира взвода морской пехоты Евдокии Завалий доказывает, что запорожские женщины во время войны могли быть эффективны не только в тылу. Когда немецкие военные подразделения продвигались в Запорожскую область, Евдокия работала фронтовой санитаркой. Под обстрелами она спасала жизнь армейцев и обычных людей. Во время обороны Хортица девушка получила ранения. На лечение была направлена в Краснодар, но отказалась, когда ей предложили комиссоваться. Как только начала самостоятельно двигаться – напросилась на фронт, потратила под Севастополь.
Молодая санитарка участвовала в оборонительных, а затем и наступательных операциях под Севастополем и Балаклавой. Особо отличилась во время Будапештской операции, когда взяла на себя ответственность командовать личным составом вместо убитого командира. Тогда Евдокии вместе с находившимися у нее в подчинении бойцами удалось захватить в плен немецкого генерала. За это девушка получила орден Красного знамени и орден Отечественной войны I степени. И это только одна из отважных запорожанок, нашедших свое призвание в защите родной страны.