История всегда скрывает множество тайн, особенно когда речь идет о людях, чей вклад в развитие культуры остается недооцененным. Графиня Нина Канкрина из Запорожья является именно такой загадочной фигурой. Ее имя окутано легендами, а ее жизненный путь стал объектом интереса историков и краеведов. Известно, что графиня внесла весомый вклад в культурную жизнь города, оставив после себя наследие, которое до сих пор вызывает восхищение. Больше на zaporizhanka.com.ua.
О землях семьи Канкриных
В свое время земли сел Григоровка и Веселянка, расположенные в Запорожской области, унаследовали сыновья министра финансов Российской империи Егора Францевича Канкрина. Именно здесь проживали семьи Александра Егоровича и Виктора Егоровича Канкриных. Они занимали влиятельные должности, в том числе глав земских управ, мировых судей, предводителей дворянства и другие. Сын Виктора, Иван Викторович Канкрин (отец графини), с 1908 по 1912 годы занимал должность губернатора Бессарабии.
Исследовательница Анна Головко рассказала, что интерес к истории семьи Канкриних возник благодаря сохранившимся историческим объектам, расположенным в 15 километрах от Запорожья. К ним относятся церковь, больница и школа, напрямую связанные с деятельностью этого рода. Среди найденных артефактов – остатки первой церкви, построенной семьей, а также семейный склеп.
Графиня Нина Канкрина и ее тяжелая судьба
Графиня Нина Канкрина родилась 7 февраля 1887 года в селе Веселянка. Ее отцом был Иван, мировой судья предводитель Александровского и Мариупольского дворянства, а матерью – его кузина Мария, которая, к сожалению, умерла во время родов. Нину окрестили в храме Святой Екатерины, расположенном в Царицыном Куте. Девочка росла без матери, но была любимицей отца и имела теплые и дружеские отношения со своими братьями.
Исследовательница Анна Головко рассказывает, что Крестными родителями Нины стали ее дядя Дмитрий Александрович Канкрин и бабушка Елена Дмитриевна Канкрина. После ее рождения Иван Викторович решил покинуть свой пост, чтобы полностью посвятить себя семье. Фотографии семьи Канкриных сохранились только в незначительном количестве.
В 20 лет Нина Ивановна соединила свою жизнь браком с бароном Константином Николаевичем Розеном. Это событие стало важной вехой в ее жизни, ведь брак не только объединил два влиятельных рода, но и открыл новые возможности для самой Нины. Ее избранник, барон Розен, был известным лицом в дворянских кругах, известной своей образованностью и увлечением искусством. Их союз стал примером гармонии и взаимоподдержки, что способствовало дальнейшему социальному и культурному развитию семьи.

Супруги воспитывали троих детей: Андрея (9 марта 1909 г.), Кирилла (23 сентября 1910 г.) и Марию (4 сентября 1912 г.). Исследовательница Анна Головко отмечает, что революционные события стали настоящим испытанием для семьи Розен. В 1920 году Нина Ивановна вместе с братом Владимиром, мужем и детьми покинула Новороссийск на борту корабля “Брауэнфельз”, отправившись на остров Лемнос. Из-за начавшейся на корабле эпидемии тифа семья потеряла всех своих детей.
По другим источникам, в 1920 году семья была эвакуирована из Крыма, из города Севастополя, на корабле Ганновер, следовавшего на остров Лемнос. Уже на острове произошла настоящая трагедия: в результате эпидемии семья потеряла всех своих детей. Эта потеря навсегда оставила след в жизни Нины и ее мужа.
Эта потеря навсегда оставила след в жизни Нины и ее мужа. Потомков в семье больше не было. Путешествие стало началом нового, сложного этапа в их жизни, полного потерь и испытаний. Впоследствии супруги поселились в Париже, где провели остаток своих дней. Они умерли в 1956 году: Нина – 5 ноября, а ее муж – 26 января того же года. Похоронены супруги на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, департамент Эссонн, Иль-де-Франс, Франция.
Интересный подарок из прошлого
В конце 2020 года местный фермер занимался земельными работами в селе Веселянка Запорожье. Недалеко от этого участка находилось имение графа Канкрина. Во время вспашки земли исследователи обнаружили пластмассовую расческу. Несмотря на его обычный вид, на обороте была фирменная пометка в виде ракушки. Эта находка тогда привлекла внимание исследователей из-за ее возможной связи с историей семьи Канкриных.

Гребень для волос, вероятно, принадлежал графине Нине Канкриний, проживавшей здесь со своей семьей. Местные исследователи выяснили, что этот гребень изготовлен в Германии на фабрике Schildkrot. Оказалось, что изделия с подобным фирменным клеймом имеют интересную историю.
Исследователь Евгений Хмелевский рассказал, что фирма “Schildkrot”, основанная в 1873 году, была самым известным производителем предметов из целлулоида в Европе и мире. Ее продукция, включая мячики для тенниса, ручки для зонтов и, конечно же, детские куклы до сих пор является эталоном качества. Расчески с фирменным клеймом этой компании были очень популярны в конце 19 – начале 20 века. Именно один из таких гребешков попал к ученым и помог осветить частицу истории семьи Нины Канкриной.
Таким образом, эта находка добавляет новые детали к истории известных людей Запорожья и их связи с европейским культурным наследием.

